home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
кальные и горизонтальные жерди крепились друг к другу веревками. Что­
бы концы жердей не рвали тент, в углы прокладывали старую одежду, дру­
гие бытовые ткани. Поверх каркаса накидывался тент, который при помо­
щи колышков растягивался и закреплялся на земле. В ход в палатку уст­
раивался с одной из торцовых сторон, м еж ду центральной и боковой вер­
тикальными жердями. Жерди, составлявшие каркас-основу палатки, имели
свои названия. Верхние жерди-перекладины назывались беранд , жердистояки - коверка, коверчи.
Вспоминают в таборе и о более старой и простой конструкции палат­
ки, которой пользовались в довоенное время. Основу палатки составляли
две наклонные жерди с торцовой стороны, перекрещенные в верхней час­
ти, и одна горизонтальная жердь-перекладина.
Установление шатра-палатки было мужским делом. Считалось, что
женщина не должна ставить палатку. Одинокой женщине палатку ставили
мужчины табора.
Интерьер палатки 1950-60-х годов выглядел так. У входа в палаткушатер, возле высокого шеста, ставили железную печку (буржуйку), трубу
которой выводили в отверстие у шеста. На противоположной от входа сте­
не размещали иконы. На стене развешивали ковер, иногда ковры были и по
боковым сторонам палатки. Ставили небольшой стол. Для трапезы обычно
рассаживались на полу, скрестив ноги по-турецки. Пища готовилась либо
на костре вне палатки, либо на железной печке внутри нее. Если в семье
был ребенок, к центральному горизонтальному шесту подвешивали дет­
скую зыбку. Спать ложились на полу. Отдельное место в палатке отводили
молодоженам. Их укладывали спать у входа в палатку и отделяли занавес­
кой. Считалось, что свекор со свекровью не должны видеть постель моло­
дых, поэтому молодожены ложились последними, а вставали первыми.
При переезде перины, подушки, постель, другие предметы быта скла­
дывались в большие мешки ( пучоко). Жерди основы палатки крепили к ки­
битке, укладывали на машины.
В 1950-60-е годы традиционные палатки использовались только в ка­
честве летнего жилища. Климатические условия России в зимний период
заставляли молдавских цыган, так ж е как и русских цыган, нанимать квар­
тиры, устраиваться на постой в колхозные бараки.
В 1979 году цыганские палатки можно было увидеть в микрорайоне
«Чапаевский», пока строились деревянные дома. И сегодня палатку-шатер
некоторые семьи используют иногда в качестве летнего жилища.
Современным вариантом жилища являются дома, построенные из
бруса или кирпича. В застройке цыганского табора прослеживается этни­
ческая специфика. Сохраняется беспорядочная застройка: дома ставятся в
произвольном порядке как друг к другу, так и относительно улицы. Такая
планировка повторяет традиционное расположение цыганских палаток.
Дома не имеют двора, нет здесь и других хозяйственных построек. Обыч26