primary logo

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
попал в больницу, а потом он оттуда сбежал и жил у одной слепой бабушки. Ни­
кто не знал, где он. Бабушка начала гадать, она всю ночь гадала, а потом сказала,
что он живой и лежит. Сказала, что она плохо видела, но лежит он в доме, и ка­
кая-то женщина старая и слепая. Прошел день или два, и от него пришла теле­
грамма. Она съездила, вылечила его и привезла в табор».

КОЧЕВАНИЕ
В прошлом цытте-кэлдэрары вели кочевой образ жизни. Традицион­
ным транспортным средством, как вспоминают старожилы, была кибитка,
или бричка. Так, по-разному, переводят на русский язык цыганское слово
урдон. Кто-то отмечает, что кибитки были двух видов: открытые, мало чем
отличающиеся от русской телеги, и закрытые - с матерчатым полукруглым
верхом. При переезде в кибитку укладывался весь домашний скарб, с
внешней стороны закреплялись жерди, составлявшие основу цыганской
палатки. В кибитку, как правило, запрягали пару лошадей.
Существовали и определенные правила цыганской дороги. При пере­
езде кибитки шли друг за другом. Обычно в дороге кто-то ехал в кибитке,
кто-то шел пешком. При этом принято было идти слева и справа от киби­
ток, наблюдая, что происходит с той и с другой стороны: «Если идут пе­
шие, то обязательно должны идти и с той, и с другой стороны, и слева, и
справа. Наблюдали за детьми. Ты свою сторону держишь, ты свою, чтобы
ребятишки не упали, чтобы что-то не потерять....» В плохую погоду в д о­
роге, как правило, все сидели в кибитках. При кочевой жизни цыгане не
держали кошек, а собаки, как вспоминают старики, были в таборе всегда.
Дальняя дорога всегда была наполнена тревогой, опасностью, поэтому
в цыганской культуре сформирован достаточно богатый пласт мифологи­
ческих представлений, связанных с дорогой. Отправляясь в путь, соверша­
ли определенные ритуалы: «Берем святую воду, помоем себе лицо, ручки.
Молимся, надо уговаривать эту дорогу, надо молитву читать: “Господи,
помоги нам, чтобы было все хорош о”». Святой водой окропляли коней,
окуривали их дымом, обходили с иконой коней и кибитки. Иногда риту­
альный обход совершали трижды.
Плохой приметой в пути считалось, если дорогу перебежали кошка
или собака. Женщине строго запрещалось переходить перед конем.
В дальней дороге помогали иконы, которые обязательно укреплялись
в цыганской бричке. Если кони внезапно останавливались и не хотели дви­
гаться дальше, считали, что «не пускает нечистый». Дорогу могли «за­
крыть» и души умерших неестественной смертью. В этом случае также чи­
тали молитвы, обходили коней с иконами, крестом, выполняли другие ма­
гические действия, «чтобы они открыли дорогу». Защититься от нечистой
силы в дороге помогали небольшой костер, разведенный из тряпок, и «пе23