home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
убедить человека, надо сказать ему добры е слова, чтобы ему понравилось,
попало в сердце, чтобы узнать, что неприятное у него есть. Есть беда, есть
расстройство, если попадешь на его больное место, он тебе верит. А не по­
падешь - не верит. Это не просто так, здесь талант нужен. Пожилым цы­
ганкам больше верят, к ним больше идут гадаться».
В гадании с зеркалом клиенту дается зеркало, которое он держит в ру­
ке. Цыганка предлагает ему задуматься и, смотря в зеркало, произносит все
тот же известный наговор. Когда принимали клиентов дома, могли пользо­
ваться и другими способами гадания: гадали по картам, выливали в стакан
с водой содержимое куриного яйца, прибегали к «цыганскому фокусу» с
шумящей водой. Тряпкой накрывали стакан с водой так, чтобы поверх­
ность платка, прикрывающая стакан, смачивалась водой. Затем концы
платка стягиваются вниз, стакан переворачивается. Цыганка подставляет
стакан к клиенту, и вода «шумит». При этом цыганка заранее предупреж­
дает, что все будет хорош о, если вода закипит.
Среди цыганок есть разные мнения относительно того, какой клиент
лучше. Кому-то больше нравится гадать мужчинам. В случае разоблачения
цыганки мужчина никогда не закричит, не забьется в истерике, как это
часто случается с женщинами. Другим больше нравится гадать женщинам:
«У них всегда есть проблемы, да и женщ ине женщину понять бывает про­
ще». Считается, что хорош о гадать сельским жителям - они более доверчи­
вы, чем городские.
Девочек приучали к ж енскому ремеслу уже с раннего возраста. С 1012 лет взрослые женщины уж е брали их с собой, где ими и осваивались на­
выки традиционного гадания.
В научной литературе уж е давно высказано отношение к цыганскому
«профессиональному» гаданию: «Любой, желающий избавиться от лиш­
них денег, может обратиться к “первоисточнику”»31. Сами цыганки также
легко рассуждают по этому поводу: «Не обманешь - не проживешь, но во­
ровать - не воруем. Если хочешь гадаться - будем гадать, но сами в карман
не полезем. Жить надо, воровать не пойдешь, он дает - ты берешь». С дру­
гой стороны, цыганское гадание всегда выполняло определенные социаль­
ные функции. Если бы оно не было востребовано обществом, вряд ли бы
оно прижилось и продолжало бытовать на протяжении столетий. Кто-то
обращается к цыганкам в силу праздного любопытства (ведь желание за­
глянуть в будущ ее есть у каждого человека). Кто-то - по причине перене­
сенного горя, житейских трудностей, находя в цыганском гадании утеш е­
ние, психологическую помощь. Верят словам цыганок, желающих им доб­
ра, счастья, благополучия. К тому ж е цыганки в нашей стране уже давно
обрели романтическую репутацию профессиональных гадалок.
В последние годы гадание претерпевает определенные изменения,
обусловленные временем. Молдавские цыгане - единственная в г.Перми

31ДруцЕ., ГесслерА. Указ. соч. С.77.
21