home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
деж у 6 минут. Потом взял, порошком омыл это олово, она стала блестеть
на солнце. А зимой холодно, я положил ее на ящик и на солнышко, как
абажур. Она светится. В се цыгане-котляре были лудильщиками».
Кроме лужения, цыгане занимались и изготовлением котлов, различ­
ных емкостей для воды, железных оградок, кипятильников. В советское
время, как правило, работали по договорам с колхозами либо сдавали го­
товую продукцию в райпотребсоюзы. Для работы у цыган не было специ­
альных мастерских. Лужением занимались на улице. Котлы и бачки гото­
вили дома, куда заносили наковальню и все необходимые инструменты:
зубила, ножницы по металлу, молотки и др.
Род занятий определял и характер расселения цыган данной группы,
таборы которых в настоящее время сосредоточены по преимуществу в го­
родах, областных центрах. Сами цыгане так говорят об этом: «По области
(Пермской. - А.Ч.) наших молдавских цыган нет, потому что невыгодно
жить в каком-то городишке, районе. Ну, одному колхозу что-то сделаешь,
другому, все равно надо куда-то ехать. Получается, что, как раньше, надо
кочевать, переезжать из города в город. А так мы живем в центре, в городе,
можем ездить по каждому району. Сегодня поехал в Кунгур, завтра - в
Суксун».
В последние годы потребность в подобного рода изделиях кустарного
производства практически исчезла. Однако традиционная специализация
накладывает отпечаток и на современный цыганский бизнес. Молдавские
цыгане г.Перми продолжают работать по договорам с колхозами, постав­
ляют им трубы, другую металлическую арматуру, закупленную в Перми, в
обмен на продукты сельскохозяйственного производства, которые сдаются
в магазины и на рынки. Бизнес в среде молдавских цыган - исключительно
мужское занятие.
Традиционным женским занятием до настоящего времени остается
гадание. «Это наш труд, это наш хлеб», - отвечают на вопросы о своем за­
нятии цыганки. Пермским цыганкам известны различные приемы гадания,
многие из которых достаточно хорош о описаны в литературе30. Наиболее
распространенной формой уличного гадания является обычный наговор по
руке или при помощи зеркала. Цыганский наговор при гадании - это набор
устойчивых словесных формул, варьируя которые, в зависимости от кли­
ента, цыганка и строит свое гадание. М ногое зависит и от таланта самой
гадалки, от ее умения импровизировать, ее красноречия, способности уви­
деть человека, нащупать его слабые стороны. Вот как описывает такой
способ гадания одна старая цыганка: «Я его остановлю. Скажу ему: “Я те­
бе заметила два дела, хочу тебе сказать”. Он остановится, верит мне. Я ему
гадаю, чтоб было добро, было счастье, чтоб ему повезло в семейных делах,
чтоб не было неприятностей. Я ему говорю, он мне верит. Не каждый дает­
ся на гадание. Ты думаешь, деньги возьмешь, и все? Нет, надо словами

ДруцЕ., ГесслерА. Указ. соч. С.64-73.
20