home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
Важным для молдавских цыган является и отношение к тому или
иному роду. Родовая принадлежность передается по мужской линии. Каж­
дый табор состоит, как правило, из представителей одного рода (вица род). Табор цыган в микрорайонах «Январский» и «Чапаевский» относится
к роду рувони (от рув - волк). О происхождении названия рувони в таборе
сохраняется такое предание: «Раньше жили в палатках. Старший вышел за
палатки, и его сзади укусил волк, с тех пор стали называть их “волки”».
Разделение молдавских цыган на роды, как считают исследователи,
произошло к 40-м годам XIX века29. Необходимость родового деления и
названия родов сами молдавские цыгане связывают с увеличением населе­
ния и необходимостью отличать людей с одинаковыми именами: «В ста­
рину давали такие прозвища. Чтобы отличать, имена были одинаковые, го­
ворили: “Николай из волков”». Осознание принадлежности к роду доста­
точно важно для представителя того или иного табора. В каждом городе
обычно проживают представители одного рода: например, в Екатеринбур­
ге - род болосони. Как правило, цыгана, приезжающего в другой город и
оказавшегося в таборе молдавских цыган, спрашивают, к какому роду он
принадлежит и кто его предки.
При проведении анкетирования респонденты указали в качестве ос­
новных признаков цыганской этничности язык, отмеченный большинством
как цыганский. Отмечались и другие элементы цыганской культуры, кото­
рые активно сохраняются в таборе и в настоящее время. Важность нацио­
нальной принадлежности отметили 100% опрашиваемых, указавших, что
этот вопрос для них важен и они придают ему большое значение. По их
мнению, национальность дает возможность сохранять и передавать детям
родной язык, культуру, помнить о своих корнях.

29 ДруцЕ., ГесслерА. Указ. соч. С.31.
18