home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
бессарабских - 2. Таким образом, в разных случаях актуализируется либо
«внутренний» (этнический), либо «внешний» (географический) этноним.
При опросах мы уточняли особенности употребления того или иного
этнонима. Записываться бессарабами, как говорят в таборе, - давняя тра­
диция: «Вот у меня в паспорте написано, что бессараб. Это наши старики
детей писали бессарабами. Кочевали в Бессарабии, вот и бессарабы». За­
пись бессарабами, как считают сами молдавские цыгане, позволяет им
противопоставлять себя цыганам русским: «Это потому, что русские цыга­
не называются по паспорту цыгане, а мы отделяемся как молдавские, как
бессарабцы». Не последнюю роль в официальном определении играет и то,
что в советское время запись «цыган» в паспорте могла привести не только
к негативному отношению, но и к репрессивным мерам. В этнонимах
«молдаванин», «бессараб» закрепилось указание на место формирования
этнографической группы. Эти самоназвания в какой-то степени связаны с
локальным этнонимом, обозначением своей этнографической группы «молдавские цыгане».
Второй уровень этнического самоопределения составляет осознание
принадлежности к той или иной этнографической группе цыганского на­
рода. На этом уровне востребован этноним «молдавские цыгане» - молдавска рома: «Мы - молдавские цыгане, молдавска рома». Однако уровень
самосознания этой этнической группы представляется более сложным.
Данную группу цыган в научной литературе принято называть кэлдэрарами (от румынского caldalar - «котельщик»), или котлярами (равноправный
этноним, распространенный в России)28. Этнографическая группа кэлдэрары включает в себя несколько региональных подгрупп: молдавскую, вен­
герскую, румынскую, греческую и сербскую. П о подсчетам историков
около половины цыганского населения мира составляют именно кэлдэрар ы . У пермских цыган, видимо, произошло смещение одного из уровней
этнического самосознания: они осознаю т свою принадлежность не к этно­
графической группе, а к региональной подгруппе. Одной из причин такого
смещения, возможно, стал тот факт, что в России они общались преиму­
щественно с родами именно молдавской группы. Однако этнонимы кэлдэ рары и котляры сохраняются в качестве названий, данных данной группе
соседними подгруппами: «Русские цыгане нас называют котляры , мы же
котлы делали, поэтому нас и зовут котляры », «Кэлдэлари - это уже венгер­
ские цыгане называют нас так». Однако в некоторых случаях называние
котляре в качестве этнонима использует старшее поколение: «Котляре по нашей профессии называем себя так». В нашем исследовании мы будем
использовать этнонимы кэлдэрары и молдавские цыгане применительно к
исследуемому табору.

28 Деметр Н., Бессонов Н., Кутенков В. Указ. соч. С.95.
17

2

Пермская областная
БИБЛИОТЕКА

им. А.М. Горького