home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
Цыгане рода рувони поддерживают связи практически со всеми табо­
рами молдавских цыган России. Почти в каждом городе есть родственни­
ки: дочери, выданные замуж, внуки, правнуки. Из других таборов, соответ­
ственно других родов, часто берут невест.

Из полевых наблюдений
Достаточно сложна и интересна этнодемографическая ситуация в цыган­
ском таборе. Она характеризуется неравномерностью представленности различ­
ных поколений. Основное население табора составляют дети и молодежь: чет­
верть табора, 54 человека (из 221 человека цыган микрорайона «Чапаевский»), дети дошкольного возраста, другая четверть - дети в возрасте от семи до пятна­
дцати лет; молодежь в возрасте от 16 до 20 лет - 33 человека, в возрасте от 21 до
25 лет - 24 человека. Именно молодое поколение через несколько лет составит
основное социальное ядро цыганского табора. 50 - в возрасте от 26 до 60 лет.
Очень мало в таборе стариков, только троим более семидесяти.

ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ
Этническое самосознание цыган лю бой этнографической группы мно­
гоуровневое. Не стали исключением и молдавские цыгане г.Перми. Мы
столкнулись со сложностью цыганского самосознания.
Самоназванием молдавских цыган, как и других этнографических
групп цыган, является этноним рома. Именно на этом уровне цыгане про­
тивопоставляют себя всем соседним народам.
Однако самосознание не всегда, как мы отмечали, «закрепляется» в
официальных документах. Иногда этнонимом может выступать название
местности, где формировалась или долгое время проживала этнографиче­
ская группа. Ни один из молдавских цыган в Перми не был записан в пас­
порте цыганом. При этом актуализируются такие этнонимы, как бессараб ,
молдаванин, румын , серб, грек . Так или иначе все они географически свя­
заны с той территорией, на которой формировалась этнографическая груп­
па кэлдэраров , являясь как бы географическим этнонимом. По предвари­
тельным данным переписи 2002 года из 221 цыгана микрорайона «Чапаев­
ский» цыганами записано 3 человека (1,4%), бессарабами - 133 (60,1%),
молдаванами - 67 (30,3), румынами - 6 (2,7%), греками - 6 (2,7%), сербами 6 (2,7%). Цыганами в этом случае записались лишь те жители табора, ко­
торые ведут свое происхождение от русских цыган.
При проведении нашего опроса этнический состав (95 человек) был
такой: на цыганскую этническую принадлежность указали 35 человек
(36,84% ), на бессарабскую - 60 (63,16%). Из них в цыганских семьях вы­
росли 35 человек (оба родителя цыгане), в бессарабских - 58, в цыганско-