home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
лась литература на цыганском языке. Однако к концу 1930-х годов все эти
начинания были сведены на нет.
С другой стороны, был разрушен традиционный механизм цыганского
обеспечения, исчезли многие источники цыганского существования. Заня­
тия ремеслом, торговлей, гаданием противоречили «советскому образу
жизни». Идеологический прессинг и обнищание населения не позволяли
цыганам взаимодействовать с населением так же, как в дореволюционной
России. Репрессии 1930-х годов не обошли и цыганское население, кото­
рое обвиняли в шпионаже, вредительстве, контрреволюции. Крымские цы­
гане разделили судьбу крымских татар и были выселены с территории тра­
диционного проживания25.
Несмотря на сложную ситуацию, цыгане нашли свое место в совет­
ском обществе. Вплоть до 1970-80-х годов цыганское ремесло и торговля
продолжали быть востребованными в Советском Союзе на фоне дефицита
товаров народного потребления.
О собенно значимым для жизни кочевых цыган России стало поста­
новление Совета Министров РСФСР № 685 от 20 октября 1956 года. «О
приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Оно пре­
дусматривало суровые наказания, вплоть д о лишения свободы на 5 лет, за
кочевой образ жизни цыганского населения. В результате практически все
группы цыган перешли на оседлый образ жизни26. Особенности истории
цыган в советский период нетрудно увидеть на примере цыганского табо­
ра, проживающего в микрорайоне «Чапаевский».
Когда появился в Перми первый цыганский табор, неизвестно. Скорее
всего это были представители этнографической группы «русские цыгане»,
которые и в настоящее время составляют основную часть цыганского на­
селения Прикамья. Пермская земля была местом кочевания и других групп
цыган. Перепись населения г.Перми 1890 года не зафиксировала в городе
ни одного цыгана27. Значительное число цыган осело в г.Перми и Перм­
ской области после принятия упомянутого постановления. По данным пе­
реписи 1989 года в Прикамье проживало 1492 цыгана. Однако полученная
информация не всегда отражает истинное положение. Так, у крымских цы­
ган в паспорте и других официальных документах чаще можно встретить
запись «татарин», а не «цыган», так же поступают и молдавские цыгане,
записываясь молдаванами, бессарабами, румынами. С уверенностью мож­
но сказать, что, в частности, в материалах переписи под цыганами Прика­
мья отмечены, видимо, только представители этнографической группы

25Деметр Н.Г Цыгане II Народы России. М., 1994. С.391; Деметр К , Бессонов
Н., Кутенков В. Указ. соч. С. 196- 209.
26Деметр Н. Г. Указ. соч. С.391.
27 Чагин Г.К, Черных А.В. Народы Прикамья: Очерки этнокультурного разви­
тия в XJX - XX вв. Пермь, 2002. С.36.
13