home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
сапожники, сторожа, шерстобиты, скороходы, портные20. Часть цыган,
оказавшись под властью Османской империи, приняла ислам.
Тяжелым было положение цыган в зависимых от Османской империи
Молдавском и Волошском княжествах. Здесь с X V века цыгане стали зави­
симым населением - рабами и крепостными, принадлежащими боярину,
монастырю или государству. Согласно молдавскому Гражданскому кодек­
су до середины XIX века крепостным не разрешалось жениться на свобод­
ных, они могли вступать в брак только по разрешению хозяев, а могли
быть и проданы. Только государственным крепостным позволялось вести
кочевой образ жизни. С 1829 года, когда Молдавия и Валахия оказались
под юрисдикцией России, начался постепенный процесс отмены рабства,
что окончательно было закреплено в Конституции 1864 года21.
Цыгане, которые жили на территории, подвластной империи Габсбургов (Венгрия, Сербия, Словакия), также испытывали давление со стороны
местных властей, ставивших их вне закона. С конца ХѴПІ века в соответ­
ствии с проводимой ассимиляционной политикой цыганам выдавались
паспорта с новыми именами, предпринимались безуспешные попытки на­
вязать цыганам оседлый образ жизни. Однако цыгане получили граждан­
ские права и возможность «врастать» в общество.
В се эти события повлекли за собой так называемый «миграционный
взрыв», в результате которого цыгане восточноевропейской ветви, прежде
всего кэлдэрары, в XIX веке стали покидать ареал формирования. Цыган­
ские таборы кэлдэраров появились в Западной Европе, Польше, России и
других странах22.
В результате сложной этнической истории сформировались разные
этнографические группы цыганского народа, каждую из которых отличает
особый диалект, вероисповедание, занятия, свой уклад жизни (в том числе
пища, утварь, жилище), традиционный костюм, мировоззрение. Многие
этнокультурные особенности той или иной этнографической группы обу­
словлены фактором взаимодействия цыган с местным населением.

Из полевых наблюдений
При проведении опросов мы были удивлены тем, насколько хорошо перм­
ские цыгане осведомлены о других этнографических группах цыган. Нам рас­
сказывали об отличиях языка, быта, занятий, «законов». Пермским молдавским
цыганам известны такие этнографические группы, как русские цыгане лаеци (так
молдавские цыгане называют русских цыган), крымы (крымские цыгане), дова­
ри, влахури, плащури, сэрвы, т. е. практически все группы, которые населяют
Россию.
20Деметр Н., Бессонов К , Кутенков В. Указ. соч. С.43.
21Деметр К , Бессонов Н., Кутенков В. Указ. соч. С.44-48.
22 Там же. С.52.
10