home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
I. Э Т Н И Ч Е С К А Я И С Т О Р И И ЦЫ ГАН

В ПО И СКАХ ЦЫ ГАНСКОЙ ПРАРОДИНЫ
Прародина цыган - Индия. Об этом знают этнографы, историки и сами
цыгане. Открытие этого научного факта относится к середине ХѴПІ века.
Студент Лейденского университета венгр И.Вайя подметил сходство цы­
ганского языка с языком его сокурсников, родиной которых был Малабарский берег4. Статья об этих наблюдениях в венской газете попала в руки
немецкого ученого Г.Грельмана, который, сравнив цыганский язык с ин­
дийским санскритом, выдвинул гипотезу об индийской прародине цыган5.
Но только через столетие, благодаря исследованиям немецкого филолога
А.Потта, гипотеза приобрела вид доказательной теории, не потерявшей на­
учного значения до настоящего времени6. Открытие цыганской прародины
было сделано на основе лингвистического анализа, так как круг других ис­
точников - археологических, документальных, которыми могли бы вос­
пользоваться цыганологи, - очень ограничен. В традиционной культуре
цыган также прослеживаются некоторые черты, которые ученые связыва­
ют с индийскими корнями народа.
В литературе высказано немало и других, иногда ничем не доказан­
ных, порой фантастических, предположений о происхождении цыган. Ро­
дину цыган искали в Ассирии и Персии, Занзибаре и Намибии, в Египте и
на Дунае. Их считали строителями египетских пирамид и жителями леген­
дарной Атлантиды, которые приплыли накануне ее исчезновения7.
Если вопрос о прародине цыган решен в этнографической науке, то
немало спорного остается в цыганской истории. В виду отсутствия досто­
верных исторических источников до конца не раскрыты загадки ранней
цыганской истории, хотя гипотезы и предположения учеными высказыва­
лись неоднократно. Больше всего споров вызывают вопросы о том, когда и
почему предки цыган покинули свою прародину, какая индийская народ­
ность отправилась искать новую родину.
0 том, когда предки цыган покинули Индию, ученые спорят д о на­
стоящего времени. Одни авторы называют V век, другие - X век. Авторы
монографии «История цыган: Новый взгляд» считают, что правы обе сто­
роны: «Мелкие индийские племена покидали родину столетие за столети­
ем, предки цыган не шли одним табором, имея определенную заранее цель.
Часть цыган оседала по дороге, положив начало нынешним этническим

4 Сказки и песни цыган России. М., 1987. С.4.
5ДруцЕ., ГесслерА. Цыгане. М., 1990. С.11.
6 Сказки и песни цыган России... С.4.
1 Деметр К , Бессонов Я , Кутенков В. История цыган: Новый взгляд. Воро­
неж, 2000. С. 11-12; Немцов Ф. Цыгане. Природа и люди. СПб., 1892. №27. С. 427.
5