home

Пермские цыгане. Очерки этнографии цыганского табора

?
собранный во время исследования в октябре 2002 - январе 2003 года, по­
служил основой настоящих этнографических очерков.
Начиная исследование, мы имели общ ее представление об образе
жизни этноса, особенностях цыганской этнографии, известных нам только
по литературным источникам. Однако уж е первые встречи развеяли мно­
гие наши сомнения. Каждая беседа была своеобразным открытием народа
и его культуры. Тем более, что многие элементы традиционной культуры
продолжают оставаться объективным явлением современной жизни цыган.
Настоящее издание мы предлагаем широкому кругу читателей, поэто­
му освещаем в нем основные особенности цыганской этнографии. Мы ста­
рались подробнее рассказать о том, что нам показалось наиболее интерес­
ным, включить как можно больше разнообразного материала, фольклор­
ных текстов, результаты этносоциологических опросов. Исследовательэтнограф часто сталкивается с трудной задачей: как в рамках научной ра­
боты рассказать о своих впечатлениях, о встречах с людьми. Мы включили
в каждый раздел нашей работы небольшую рубрику «Из полевых наблю­
дений», которая будет посвящена тому, как собирался материал, какие ин­
тересные эпизоды имели место во время наших встреч.
Авторы и участники проекта благодарят всех цыган микрорайона
«Чапаевский», с которыми нам приходилось встречаться во время работы.

Из полевых наблюдений
Первая наша исследовательская поездка к цыганам, в цыганский табор3 со­
стоялась в первых числах декабря 2002 года. Как и полагается, к ней заранее и
тщательно готовились: прочитали литературу о цыганской этнографии, анализи­
ровали результаты анкетирования, проведенного ОТОС «Чапаевский», опреде­
лили темы исследования, составили вопросники, подготовили тетради, кассеты,
диктофоны, фотоаппараты - все, без чего не обходится современное полевое ис­
следование. Вопросов том, как проводить исследование, с чего начинать, не
возникало, за плечами уже был опыт работы в экспедициях в русских, удмурт­
ских, чувашских, татарских, башкирских, марийских, коми-пермяцких и даже
немецких деревнях. Были сомнения, как отнесутся к исследованию сами цыгане,
насколько будут откровенны. Однако первые сомнения быстро рассеялись и на­
чалась обычная, правда, всегда интересная, полевая собирательская работа.
Из первой встречи мы вынесли многое. Удивляло и заинтересовывало все:
и основательность цыганских мужчин, и пестрота цыганского женского костю­
ма. Познакомились с понятием «закон», которым цыгане обозначают обычай
или традицию: под выражением «у нас такой закон» следует понимать «у нас та­
кой обычай». В этот же день мы узнали, чем отличается обычный чай от цыган­
ского, в который непременно добавляются фрукты: яблоки, чернослив, курага и
др. Познакомились с нашими информаторами, с которыми в дальнейшем встре­
чались неоднократно.

3
Табор - община, характеризующаяся совместным проживанием, родственны­
ми и социальными связями.
4