Памяти композитора М. И. Глинки. Черезъ 3 года, а именно 20 мая 1904 года, исполнится сто лѣтъ со дня рожденія величайшаго и перваго по времени русска го композитора, и мнѣ хочется немногими строками заблаговременно напомнить о предстоящемъ торжествѣ въ сферѣ націо нальной музыки пермскому музыкальному кружку, нѣкогда исполнявшему почти цѣ лыя онеры, дабы на этотъ разъ дѣятели его не уподобились безпечнымъ евангель скимъ дѣвамъ, а подготовились бы достой но отпраздновать столѣтнюю годовщину творца русской музыкальной школы. Вѣдь Глинка въ русской музыкѣ тоже, что Пушкинъ въ литературѣ. Его значеніе громадно какъ вообще славянскаго компо зитора, и западные славяне, въ особенно сти чехи, первые поняли это при первой же постановкѣ его оперы «Жизнь за Царя» въ Прагѣ въ 1866 году и тогда же чеш ская газета «Народные листы» (Д агоііт Пзіу 237 . 186 6 г.) заявила: «наша опера вступила въ новую историческую эпоху своего развитія. Впервые появляется въ нашемъ репертуарѣ произведеніе знаме нитаго «славянскаго» композитора... Это произведеніе сдѣлало Глинку великимъ основателемъ славянской онеры, доказав шимъ, что славяне имѣютъ свою собствен ную музыкальную рѣчь, и что имъ не за чѣмъ говорить языкомъ чужимъ». «Жизнь за Царя» въ Прагѣ была поставлена на чешскомъ языкѣ, и дирижировалъ ею Балакиревъ. Тогда же извѣстный художе ственный критикъ В . В . Стасовъ писалъ (въ С.-Иетерб. Вѣд. Л» 300. 1866 г.), что такіе отзывы чеховъ тѣлъ болѣе важны, «что съ перваго же раза чехи поняли, что произведеніе Глинки есть произведеніе геніальное, чего не случалось у насъ при первыхъ представленіяхъ «Жизни за Царя». Со времени первой постановки этой опе ры идетъ уже 65 годъ. Дозвольте мнѣ очертить нѣсколькими штрихами исторію славныхъ твореній Глин ки, отмѣтивъ нѣкоторые выдающіеся мо менты его жизни и дѣятельности въ Рос сіи и заграницей. Первое представленіе «Жизнь за Царя» въ Петербургѣ состоялось 27 ноября 1836 года въ присутствіи Императора НиколаД I, который былъ до того даже на репетиціи новой оперы. Къ новой оперѣ онъ относил ся весьма благосклонно. Успѣхъ перваго представленія былъ полный. Глинка на другой день писалъ своей матери: «совер шились, наконецъ, желанія мои, и долгій трудъ мой былъ увѣнчанъ самымъ блиста тельнымъ успѣхомъ». Отзывы объ онерѣ въ извѣстной тогдашней газетѣ «Сѣверной Пчелѣ» были самые лестные. Послѣ первой постановки «Жизнь за Царя» въ Москвѣ въ 1842 году въ «Моск витянинѣ» были помѣщены тоже весьма по хвальные отзывы: «мы вполнѣ очарованы всѣмъ созданіемъ Глинки», писалъ рецен зентъ этой газеты о новой онерѣ, сдѣ лавшей эпоху въ русской музыкѣ. Однако большинствомъ публики достоинства и зна ченіе новой оперы были не поняты; ее находили скучной и неинтересной, словомъ въ пубиликѣ она успѣха не имѣла. Съ появленіемъ на сценѣ «Жизни за Царя» Глинка былъ постоянно окруженъ музыкальной атмосферой: для него насту пила тогда въ петербургскомъ обществѣ точно такая же пора эпохи моды н сла вы, какая существовала въ тоже самое время въ Парижѣ для Листа или Шо пена. По словамъ Стасова, «онъ былъ